Проект «Мониторинг процесса адаптации государственной службы Украины к стандартам Европейского союза в сфере анализа и разработки политики»
Проект выполнен Благотворительным фондом Интеллектуальная перспектива при финансовой поддержке Европейского Союза
Срок реализации: декабрь 2010 – декабрь 2012 года
Менеджер проекта: Чепурко Гульбаршин
Общей целью проекта является содействия достижению более прозрачного и эффективного государственного управления, функционирование на базе принципов ориентированных на ЕС.
Проект составляется с трех последовательных компонентов со следующими специфическими целями:
- Мониторинг эффективности деятельности центральных органов исполнительной власти (украинских государственных служащих, которые были участниками групп анализа политики и разработчиков политических решений) на соответствие их действий стандартам ЕС в сфере анализа и разработки политики;
- Создание соответствующих учебных модулей государственным служащим ради поддержки их роли и функций в нынешнем государственном обслуживании в Украине, на него пути к более профессиональной, современной и эффективной государственной службы;
- Ознакомление украинских государственных служащих с результатами проведенного мониторинга, общим опытом и моделями относительно разработки и анализа политики, а также наилучшими практиками западной системы государственного управления относительно проведения публичных обсуждений.
В рамках Проекта за 2011 год было проведено ряд мероприятий:
1) В апреле- мае 2011 года проведен опрос экспертов относительно адаптации законодательства Украины к стандартам ЕС.
Опрошено 50 экспертов (из них 25 аналитиков и 25 государственных служащих высшего ранга); Подготовленный аналитический отчет по результатам опроса экспертов.
По оценкам экспертов процесс разработки политики и законодательства в министерствах (ЦОВВ) в Украине является преимущественно неудовлетворительным и происходит очень медленными темпами.Наиболее эффективными для усовершенствования процесса разработки политики являются следующие меры:
- более четкие процедуры относительно разработки политик в пределах министерств;
- упрочение требований относительно подготовки аналитических документов из политики к началу нормотворчества;
- увеличение количества тренингов по развитию привычек разработки политики для сотрудников министерств;
- увеличение количества консультаций с общественностью.
Главным содержанием следующих шагов относительно усовершенствования процесса разработки политики должны стать организационно-правовое обеспечение внедрения методов разработки и анализа политики как элемента управленческих процедур, усиление институциональной способности правительственных и неправительственных организаций в формировании, реализации и оценке государственной политики. Надлежащего внимания требует проблема подготовки специалистов по европейскому праву.
2) В мае-августы 2011 года проведен опрос государственных служащих относительно адаптации государственной службы Украины к стандартам Европейского союза в сфере анализа и разработки политики.
Всего опрошено 100 респондентов: из них 50 государственных служащих, которые проходили тренинги и 50 государственных служащего, которые не проходили тренингу обучения .
Результаты. Полученная комплексная оценка эффективности деятельности центральных органов исполнительной власти, которая дала возможность говорить о динамике изменений относительно адаптации государственной службы Украины к стандартам Европейского союза в сфере анализа и разработки политики, а также делать определенные прогнозы на будущее; представление полученных данных общественности.
По результатам опроса государственных служащих Министерства имеют уникальную возможность занять ведущую роль в реализации ряда шагов в процессе разработки политики. Все эти шаги связаны с содержательным наполнением политики: разработка политики, подготовка законопроектов, консультации, внедрение, мониторинг и оценивания. Их объединяет прямая связь с содержанием политики как таковой и с ответственностью отдельных министров за конкретную сферу деятельности, в отличие от коллективной ответственности правительства.
Наиболее целесообразные действия для усиления роли министерств в процессе разработки политики, это:
Регламент правительства должен четко очерчивать обязанности министерств, включая тип анализа, который нужно осуществить (например, оценивание влияния, анализ выгод и затрат);
Ввести постоянное обучение сотрудников министерств относительно анализа государственной политики и оценивания влияния во всех секторах и в механизмах разработки политики ;
Регламент должен предусматривать обсуждение правительством предложений относительно политики к началу нормотворческого процесса.
3) Семинар в рамках проекта: «Мониторинг процесса адаптации государственной службы Украины к стандартам Европейского союза в сфере анализа и разработки политики» за финансовой поддержки Европейского Союза состоялся 08 октября 2011 года в конференц-зале Института социологии НАНУ.
Общей целью семинара было ознакомление участников с результатами проведенных двух опросов за проектом:
- опрос экспертов относительно адаптации законодательства Украины к стандартам ЕС;
- опрос государственных служащих относительно адаптации государственной службы Украины к стандартам Европейского союза в сфере анализа и разработки политики
На семинаре присутствовали : представители организаций, вовлеченных к выполнению данного проекта: Благотворительный Фонд «Интеллектуальная перспектива», Ресурсный центр Гурт, эксперты по вопросам разработки политики, научные работники, общественность, .представители центральных органов исполнительной власти).
Всего на семинаре присутствовало – 43 человека.
4) В ноябре 2011 года было проведено низкую тренингов для государственных служащих.
Тренинги по анализу и разработке политики для государственных служащих разного уровня в городе Киеве состоялись с 9.11.2011 по 29.11 2011 года.
Тренинговая программа имела целью ознакомить участников с основными принципами и процедурами анализа политики и предоставить им практические навыки по подготовке аналитических документов о государственной политике и проведению консультаций с заинтересованными сторонами.
Участниками тренингов были представители Национального банка Украины, Администрации пограничной службы Украины и слушатели Национальной академии Государственного Управления при Президенте Украины.