Оценка деятельности совещательных служб в Волынской, Ровенской, Днепропетровской и Сумской областях
По заказу Канадско-украинской Программы реформирования и модернизации сельскохозяйственного сектора Украины в партнерстве с Центром социальных экспертиз ИС НАНУ.
Время проведения полевого этапа: апрель-июнь 2007 года
Менеджер проекта: О. Гончарук
Основные задания проекта: Проведение социологического исследования с целью оценки деятельности Программы
Объект исследования: клиенты Программы (руководители сельскохозяйственных предприятий, председателя фермерских хозяйств, председателя личных сельских хозяйств, председателя сельских советов)
Предмет исследования: влияние деятельности Программы на социально-экономическое развитие сельских общин
Цель проекта: определение стратегических направлений развития совещательства в Украине
В начале своей деятельности в ФАРМ Украине зимой 2003-2004 годов было проведено социологическое исследование, где объектом исследования выступали потенциальные клиенты совещательной службы Сумской, Днепропетровской, Ровенской и Волынской областей. Результаты были представлены в виде пяти брошюр, как Результаты базового исследования каждой из областей и Обобщены результаты базового исследования.
Данный отчет основывается на результатах нового социологического исследования, проведенного Центром социальных экспертиз Института социологии, весной 2007 года по заказу программы ФАРМ.
Исследование 2007 года было задумано и реализовано как продолжение исследования 2003-2004 годов с тем, чтобы оценить влияние (взнос) канадских инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики Украины.
Особенность этих исследований заключается в том, что использовался очень похожий инструментарий, переделанный незначительным образом. Изменения в социологической анкете были относительно небольшими, с немногими дополнениями. Характер изменений обусловлен самим состоянием объекта исследования. К началу работы программы ФАРМ в большинстве областей преимущественно отсутствовали совещательные службы как явление, потому опрос клиентов был ориентирован на выявление их позиции относительно того, которой они хотели бы видеть реальную деятельность совещательной службы.
Исследование проводилось с помощью анкетирования руководителей предприятий, председателей фермерских хозяйств и председателей личных сельских хозяйств. Кроме того, в каждой из областей было проведено по одной фокус группе, где участниками были председатели сельских советов тех населенных пунктов, на территории которых осуществляется сельскохозяйственное производства клиентами совещательных служб.
Главные выводы
- Совещательные службы Программы ФАРМ, во-первых, сделали значительный взнос в организацию информирования сельскохозяйственных производителей, во-вторых - обеспечили адекватность информации потребностям крестьян.
- Анализ результатов поисковой системы Google в украинском сегменте Интернета на запрос «совещательная служба» каждой из областей, которые были задействованы в Программе, выдает больше 10 тыс. ссылок. Это является свидетельством как постоянного создания информационных поводов, так и любопытством пользователей к деятельности Программы.
- Данные исследования демонстрируют безвариантность получение одной из услуг, которую в сельской местности может предоставить, за небольшим исключением, лишь совещательная служба. Речь идет о юридических услугах. Принимая во внимание общую проблему юридического обслуживания на сельских территориях, исследователи утверждают, что если бы даже совещательные службы не предоставляли больше никаких услуг клиентам, кроме юридических, то и тогда их деятельность следовало бы признать очень успешной. Совещательные службы в этом случае демонстрируют полное доминирование в сфере предоставления юридических услуг всем типам хозяйств.
- Подавляющее большинство клиентов оценили полученную от совещательных служб информацию относительно разных сторон деятельности хозяйств как полезную или очень полезную. Деятельность совещательных служб практически в одинаковой степени была направлена на всех возможные типы хозяйств, не отдавая преимущество ни одному из них. Исследователи считают, что такие оценки полезности информации свидетельствуют об ориентации совещательных служб на предоставление клиентам новой и полезной для клиентов информации, то есть доминирует стремление реально помочь своим клиентам, и о неформальном подходе к выполнению своих обязанностей.
- Общий показатель способов получения информации демонстрирует как их многообразие, что следует отнести к активу в деятельности совещательных служб, так и широкое охватывание клиентов, которые представляют разные категории хозяйств.
- Взнос совещательных служб до дела формирования гражданского общества является очень весомым. Значительно выросли количество членов негосударственных организаций с 20% до 35%, то есть почти вдвое. Голос сельской общественности более значимым в сравнении с 2003 годом. Хотя о полном успехе здесь еще говорить рановато, все же исследование засвидетельствовало значительный прогресс. Понятно, что чем низший административный уровень, тем влиятельнее является голос сельской общественности, чем высший уровень - тем меньше этот голос слышать. Но наличие самой тенденции следует считать не просто позитивом, но и известным успехом, если принять во внимание относительно небольшой срок деятельности совещательных служб на территории исследуемых областей.
- Почти все участники, за небольшим исключением (1-4%) охарактеризовали мероприятия совещательной службы как такие, которые имеют практическую пользу (94,7%), и такие, которые сообщают что-то новое (93,2), достоверные (92%). Такие же высокие оценки получили информационные материалы, которые распространялись на этих мероприятиях.
- Самыми популярными оценками профессионального уровня специалистов совещательных служб оказались «очень хорошо» и «хорошо», причем количество очень хороших оценок превышает количество просто хороших в три-четыре разы. Высокие оценки отдельных специалистов подтверждаются общей очень высокой оценкой службы в целом, где почти три четверти опрошенных оценили ее как «очень хорошо».
- Подавляющее большинство оценок влияния деятельности совещательных служб на прибыльность хозяйств приходятся на оценки «текла положительно» и «повлияла положительно в значительной мере». Прежде всего это касается прибыльности растениеводства, но общее позитивное влияние на прибыльность хозяйства в целом отметили почти 80% респондентов.
- Высокие оценки результатов деятельности совещательных служб Программы ФАРМ имеют своим следствием то, что большинство клиентов связывают их будущее с расширением деятельности - увеличением количества специалистов, увеличением перечня услуг, увеличением количества мероприятий.
Детально с результатами исследования можно ознакомиться в программе ФАРМ, сделав запрос по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.